Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
- Осуществляет деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся, обеспечению благополучного санитарно-эпидемиологического режима в школе, орга-низации медицинской работы.
- Оказывает первую медицинскую помощь при заболеваниях, несчастных случаях (травмах), направляет в близлежащее лечебно-профилактическое учреждение, если потребуется, сопровождает ученика в медицинское учреждение, вызывает «скорую помощь».
- Осуществляет контроль над санитарным состоянием помещений и участков школы.
- Осуществляет работу по подготовке учеников к медосмотру, принимает участие при осмотре детей врачами-специалистами, проводит антропометрические измере-ния детей. Докладывает педагогическому коллективу школы о результатах медосмотра и медицинских рекомендациях.
- Ведёт учёт общей заболеваемости и инфекционных заболеваний, изолирует больных детей, вместе с врачом устанавливает сроки и необходимость карантина в классе.
- Ведёт учёт и изолирует заболевших учащихся, докладывает врачу и директору общеобразовательного учреждения, в детскую поликлинику и санитарно-эпидемиологическую станцию о каждом отдельном случае инфекционного заболевания в школе.
- Сообщает в установленные сроки о необходимости проведения профилактических прививок в соответствии с календарем вакцинации.
- Организовывает и осуществляет профилактические осмотры учеников после каникул и в иных случаях при продолжительном отсутствии учащихся на занятиях.
- Осуществляет контроль сроков непосещения общеобразовательного учреждения больными учащимися, наблюдает за контактировавшими инфекционными больными.
- Выполняет работу по профилактике травматизма, учёту всех случаев травм.
- Ставит в известность родителей учащихся (лиц их заменяющих) о заболеваниях.
- Готовит медицинские карты учеников на летние каникулы.
- Проводит занятия с учениками по оказанию первой доврачебной помощи и правилам личной гигиены.
- Периодически присутствует на занятиях по физкультуре с целью проведения контроля над выполнением учениками правил личной гигиены (соответствие костюма, обуви и так далее).
- Контролирует выполнение указаний врача о распределении учеников на медицинские группы для занятий физкультурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявляет первые симптомы утомления школьников во время урока физкультуры, сообщает об этом преподавателю и врачу.
- Проводит консультации педагогов по вопросам маркировки парт и распределения учеников за партами с учётом их роста, зрения и слуха.
- Каждый день осматривает на гнойничковые заболевания работников пищеблока и школьной столовой.
- Постоянно контролирует качество поставляемых продуктов, их хранение и соблюдение сроков использования, ведёт контроль над организацией питания и качеством приготовления пищи, соблюдения натуральных норм продуктов, каждый день проводит проверку санитарного состояния пищеблока и столовой, снимает пробу готовых блюд.
- Принимает меры вместе с директором школы, заведующей столовой, профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи и её реализации в школьной столовой.
- Следит за порядком в медицинском кабинете общеобразовательного учреждения, обеспечивает обработку инструментов в пределах своей компетентности.
- Обеспечивает строгое выполнение положений должностной инструкции медработника школы, включая требования по учёту и хранению медицинского инвентаря и медикаментов, прививочного материала в медицинском кабинете школы.
- Осуществляет санитарно–просветительную деятельность с учениками, сотрудниками школы и родителями, проводит регулярный контроль над прохождением медосмотров сотрудниками общеобразовательного учреждения.
- Вовремя и качественно оформляет медицинскую и другую служебную документацию. Квалифицированно и своевременно выполняет приказы, распоряжения и поручения директора школы, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.
- Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка школы, пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-эпидемиологического режима.
- Безотлагательно принимает меры, включая своевременное информирование администрации школы, по устранению любых нарушений охраны труда, противопожарных и санитарных правил, представляющих угрозу деятельности школы, её коллективу, ученикам и посетителям.
- Ведёт медицинскую документацию, установленную Министерством Здравоохранения РФ.
Температурный режим
Допустимая температура помещений
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
Приложение 7 к СанПиН 2.4.2.2821-10. Рекомендации по проведению занятий физической культурой
Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона | Возраст обучающихся | Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе | |||
без ветра | при скорости ветра до 5 м/сек | при скорости ветра 6 — 10 м/сек | при скорости ветра более 10 м/сек | ||
Средняя полоса Российской Федерации |
1-5 классы |
-9°С | -6°С | -3°С | Занятия на улице не проводятся |
6-7 классы 12 — 13 лет |
-12°С | -8°С | -5°С | ||
8-9 классы |
-15°С | -12°С | -8°С | ||
10-11 классы 16 — 18 лет |
-16°С | -15°С | -10°С |
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Занятия отменяются в классах |
---|---|
- 25 и ниже | 1-4 классы |
- 30 и ниже | 5-9 классы |
- 35 и ниже | 10-11 классы |